В серии статей про исследование рынка мы рассказывали про сбор данных, их анализ и сегментацию, определение ЦА и создание покупательских персон. Последним этапом определения аудитории бизнеса можно назвать исследование конкурентов. Оно позволяет уточнить результаты предыдущих этапов, найти новые ниши и какие-то оригинальные решения, не пришедшие вам во время анализа рынка.
Занимаясь анализом конкурентов, компании, как правило, не только уточняют свою целевую аудиторию, но и преследуют другие цели. Например:
Как видите, анализ позволяет достичь сразу нескольких целей, поэтому его стоит использовать, даже если вы не планируете собирать данные о целевой аудитории вашей компании.
Прежде чем заниматься анализом, определите, кто ваши конкуренты. Найдите их в поисковой системе, на тематических сайтах и площадках, где бывает ваша целевая аудитория. Составьте список конкурентов, убедитесь, что они на самом деле ваши конкуренты, а не занимают соседние ниши. Стандартные способы поиска конкурентов:
Желательно использовать несколько источников поиска конкурентов. Если вы — реальный магазин, сходите в похожие торговые точки и изучите их. Собрав максимум информации, вы получите больше данных, которые сможете использовать при анализе.
Далее выполните сортировку конкурентов. Вам нужно понять, какие фирмы к каким группам относятся. Всего групп конкурентов три:
Следующий шаг — изучение социальных сетей и сайтов тех, кого вы сочли конкурентами. В первую очередь, нужно определить наиболее популярные площадки и проанализировать их. Анализировать проще всего социальные сети, т. к. большая часть статистики там показывается, даже если вы не владелец группы. А для сайта конкурентов данные придется собирать отдельно.
Обращайте внимание на следующие моменты:
По итогу анализа вам необходимо понять, как именно конкуренты позиционируют себя, как ведут диалог с аудиторией и насколько это эффективно, подходит ли какой-то из стилей поведения конкурентов вашей компании.
Совет! Можно исследовать не только ЦА, но и сам продукт или услугу, которую оказывает конкурент. Найдя недостатки чужого продукта, вы сможете улучшить собственный.
Изучите аудиторию ваших конкурентов более внимательно. Посмотрите на ее возраст, географическое положение, поведение на площадке, с какими форматами она более охотно взаимодействует. Соберите все доступные данные о подписчиках конкурента и поделите их на группы с общими характеристиками.
Опираясь на полученные данные анализа, проведите проверку полученных ранее данных, подкорректируйте созданную персону.
Рекомендуем, пока свежи воспоминания об особенностях конкурентов, сразу составить УТП. Ориентируйтесь на уже составленную персону. В УТП вы должны определить, что и кому вы продаете, какие боли ЦА закрываете, в какие сроки и по какой цене. И, самое главное, выделите свои преимущества перед другими компаниями и проектами.
Правильный анализ конкурентов дает огромное количество данных, которые можно использовать так, чтобы добиться развития своей компании. Базовый анализ может выполняться вручную, но у специалистов существуют инструменты автоматического сбора данных, которые значительно ускоряют процесс. Однако, если на привлечение экспертов не хватает бюджета, сделайте хотя бы минимальный анализ своими силами. Полученные данные помогают избежать многих ошибок и быстрее выйти на желаемую доходность.
Вы улучшили свою рекламную кампанию, стали более креативным, но что теперь? Не забудьте сделать сильный призыв к действию.
Заинтересовать новых покупателей не так сложно – нужны свежие идеи, оригинальный подход, собственная концепция.
Наверняка вы такое встречали: «Только на этой неделе — скидка на кофе 20%».
Следует отнестись к выбору материала для табличек ответственно, ведь это вопрос престижа и доверия.