Определение ЦА (целевой аудитории) бизнеса является важным шагом для успешной разработки и реализации маркетинговых стратегий. Заниматься выделением целевой аудитории необходимо на базе собранных данных по исследованию рынка и после его сегментирования. Фактически, разделяя рынок на сегменты, вы получаете готовые группы потенциальных клиентов, каждая из которых может стать вашей ЦА. Главное, определить, с каким именно сегментом рынка вам будет комфортнее работать.
Целевой аудиторией обычно называют группу людей, в которой сосредоточены наиболее активные пользователи продукта. Именно эти потребители приносят наибольшую долю прибыли, и именно при работе с ними срабатывает закон Парето, когда 20% усилий дают 80% результата. Именно поэтому определение ЦА так важно. Кроме того, правильное выделение целевой аудитории дает следующие преимущества:
Выделяют основную или первичную целевую аудиторию и косвенную ЦА. Первая является приоритетной, т. к. люди из нее сами принимают решение о покупке. Эта аудитория является инициатором покупки. Косвенная или вторичная аудитория пассивна, но нередко влияют на первичную ЦА. Яркий пример — дети, которые просят родителей купить им игрушки. Ребенок будет инициатором покупки, а взрослый — вторичной аудиторией.
В процессе сегментирования рынка бизнес обычно получает характеристики представителя каждого сегмента. У вас будет информация о поле, возрасте, уровне дохода, профессии, роду деятельности, национальности и других характеристиках. Из них вам нужно собрать краткие анкеты потенциальных покупателей, которые будут в целом описывать типичного представители сегмента.
Из всего массива данных и среди всех выделенных сегментов необходимо выбрать клиента с такими характеристиками, которые подходят именно для вашего бизнеса. Например, если у вас магазин в Москве, нет смысла давать рекламу в Новосибирске, и так далее.
Пара примеров описания ЦА:
Предприниматели и владельцы малого бизнеса. Это люди, которые стремятся к успеху и независимости. Интересуются развитием своего бизнеса, управлением персоналом и маркетингом. Часто ищут решения для повышения эффективности и снижения затрат.
Мамы с детьми в возрасте от 0 до 5 лет. Это заботливые и ответственные женщины, которые ищут качественные продукты и услуги для своих детей. Интересуются развитием ребенка, здоровым питанием и безопасностью. Часто общаются в онлайн-сообществах и ищут советы по воспитанию и здоровью детей.
Конкретизировать на данном этапе не нужно. Важно определить примерный круг людей, с которыми вы хотите, и, что самое важное, можете работать.
Во время сегментирования бизнеса вы будете делить всех своих потенциальных клиентов на группы. Для того чтобы понять, подходит ли вам группа, оцените ее по следующим показателям:
Оценка каждого сегмента по этим пяти параметрам поможет отсеять те категории покупателей, с которыми работать не выгодно по тем или иным причинам.
Если вы испытываете сложности с описанием своей целевой аудитории даже после всех исследований, рекомендуем использовать метод пяти вопросов. Его создал основатель консалтинговой компании Added Value М. Шеррингтон. Суть в том, чтобы описывать потенциальных покупателей, отвечая на пять вопросов:
Ответ на эти пять простых вопроса поможет сформировать несколько портретов своей ЦА и выбрать, на какую группу вы будете ориентироваться при планировании ближайшей рекламной кампании.
В итоге, определение ЦА бизнеса является ключевым элементом стратегического планирования и помогает бизнесу лучше понять своих клиентов, эффективно использовать ресурсы и достичь успеха на рынке.
Сегментирование аудитории или как выглядят ваши покупатели.
Дизайн или какую часть информации, мы улавливаем именно благодаря зрительному восприятию.
Следует отнестись к выбору материала для табличек ответственно, ведь это вопрос престижа и доверия.
Исследование рынка предоставляет информацию о потенциальных возможностях, что позволяет определить наиболее перспективные сегменты и ЦА своих продуктов.